Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Представляя сигналы в комплексной форме для комплексных амплитуд входа (z) и выхода (Y,), запишем:

Z = A; Yt = К (j А)

К(А)е(А),

К(А) = -/ а2(А)+Ь\(А)

а* (А) h(A)

Отсюда получаем нормированную передаточную функцию нелинейного элемента

КК(]А):

Зависимость-

К (А) =

= КН(А), К (А)

К (A) eJq> (A)

/Ф (А)

называют амплитудной, а фнС) - фазовой характеристикой НЭ. Для всех приведенных в табл. 21 12 нелинейностей, кроме нелинейностей типа люфта фн(Л)=0, т. е. нелинейный элемент не вносит дополнительного сдвига. Для таких НЭ а4=0 и

bi 1 Г Кн (А) = -j- = - j F (A sin ф) sin фо*ф.

Фазовый сдвиг появляется в том случае, когда НЭ имеет неоднозначную характеристику.

В практике используется также обратная амплитудная характеристика

z <Л> = 7-717 (21-156)

Пример. Найти амплитудную характеристику НЭ релейного типа (табл. 21-12, поз. 3). Так как характеристика симметрична, а4(Л)=0 и фя(Л)=0.

На рис. 21-103 представлены диаграммы сигналов для этого нелинейного элемента. Выходной сигнал является прямоугольным с амплитудой В. Учитывая формулы (21-153) и (21-155), находим:

К (А) = ~ Гб sin ф о*ф лА J о

4В лА

В отдельных случаях желательно иметь в системе автоколебания малой амплитуды, поскольку при этом снижается вредное влияние люфтов, зон нечувствительности ит д. на точность системы.

Возможность возникновения автоколебаний в нелинейной системе выясняется следующим образом. Пусть сигнал на входе системы (рис. 21-100) отсутствует (ввх=0).

в г

(21-154)

<

(21-15Е)

Рис 21-103. Диаграммы сигналов для релейного нелинейного элемента.

о - характеристика; б - входной сигнал; в - выходной сигнал.

Тогда с учетом характеристики НЭ запишем следующие равенства:

©вых = УРл.чУ,

y = KB(jA)z\

г - -0ВЫ1-

Для того чтобы в системе могли возникнуть синусоидальные автоколебания, необходимо, чтобы коэффициент усиления для некоторой частоты со в контуре (от входа НЭ до выхода ЛЧ) был равен единице, а фазовый сдвиг в этих элементах составлял 180°, т. е. было справедливо равенство

W .4{j(o)KuUA) =-1, (21-157)

(заметим, что дополнительный фазовый сдвиг 180° создается в элементе сравнения, так что общий сдвиг фазы в замкнутой системе составляет 360°) или

№л.ч (/< >) =

гС UА)

= -zH(M> =

1 -/<р (Л)

(21-158)

где Zn(jA)-обратная амплитудная характеристика нелинейного элемента.

Проще всего установить возможность выполнения равенства (21-158) графически с помощью построения соответствующих характеристик й/п.ч(/со) и ZB(jA) на комплексной плоскости (и, jv).

Если указанные характеристики пересекаются, решение уравнения (21-158) существует и в системе могут возникнуть колебания на тех частотах сот и с той амплитудой Am, которые соответствуют точке М пересечения характеристик (рис. 21-104,6).

Далее необходимо установить, будут ли эти колебания устойчивы. Определение устойчивости может проводиться с помощью различных правил. Одно из них со-




Рис. 21-104. Диаграммы для определения возможностей существования автоколебания

в системах с НЭ.

о. - автоколебания невозможны; б - автоколебания возможны с частотойи амплитудой Дт и устойчивы; в - автоколебания еозможны в точках 1 и 2, но в точке 2 они

неустойчивы.

стоит в следующем. Если разомкнутая система устойчива, то необходимо установить, куда переходит точка характеристики -2Я НЭ при движении вдоль нее в сторону увеличения А. Если точка переходит внутрь петли амплитудно-фазовой характеристики йл.чОсо), автоколебания неустойчивы, если точка выходит из этой петли - устойчивы.

Так, устойчивым автоколебаниям на рис. 21-104,е соответствует только точка /; точке 2 соответствуют неустойчивые автоколебания.

Для определения возможности возникновения автоколебаний, а также их частоты сот и амплитуды Ат можно воспользоваться также построением логарифмических характеристик:

L(co, А) = 20 lgWW/co) +

+ 20 lgKH(M);

ф(со, А) = фл.,(ш) + (рв(А)

для различных значений А.

Если существует такая величина А, для которой ЛФХ пересечет уровень -п на частоте среза сое, то в системе возможны ав токолебания, причем частота автоколебаний шт (0с, а амплитуда Ат соответствует точке со с.

В том случае, когда фн=0 и KB(jA) = = К(А), нелинейное звено имеет однозначную характеристику и процедура нахождения Вт к Ат упрощается.

Из равенства (21-157) в этом случае следует:

[ (со) + jv((n)\KB(A) = -1 (21-159)

и(и)Кв(А) = - 1; (21-160)

г>(со) = 0, (21-161)

где ы(со) и о (со) - вещественная и мнимая характеристики линейной части системы.

Последнее равенство позволяет сразу определить частоту автоколебаний. Из него также следует, что частота сот, на которой могут возникнуть автоколебания, не зависит от свойств нелинейного элемента [в уравнение (21-161) не входят параметры-нелинейного элемента]. Из равенства (21-160) определится амплитуда колебаний

К (Ат)=-

(Wm)

(21-162)

Необходимо отметить, что рассмотренный метод гармонической линеаризации дает лишь приближенные значения амплитуды и частоты автоколебаний.

Пример. Определить условия возникновения автоколебаний, их частоту и амплитуду в системе, состоящей из релейного элемента и линейной части с передаточной функцией

4(P)= PiTlp + i)(T2p + -i)

Характеристика - zB(A) релейного нелинейного элемента (см; табл. 21-12, поз. 3) совпадает с отрицательной полуосью абсцисс левее точки (-1, /0). Поэтому пересечение этой характеристики с амплитудно-фазовой характеристикой №л.ч(/со) (а следовательно, и возникновение автоколебаний) возможно только при условии, что характеристика охватывает точку (-1, /0), т. е. когда система без нелинейного элемента с фильтром УХ7л.ч(р) теряет устойчивость (рис. 21-105, кривая 2). Используя алгебраический критерий (см., например, стр. 48), находим, что потеря устойчивости происходит при

к>+4-=ккР-

1 1 i 2

Это будет также условием возникновения автоколебаний в системе с нелинейным элементом.



Амплитуду Ат и частоту ш m автоколебаний можно найти графически, построив амплитудно фазовую характеристику

Ил.чОсо) = и(со)

и установив, при каких вел!чинах сот и Ат происходит пересечение этой характеристики с линией - ZB(A). Для выбранного НЭ Фа =0 и частоту автоколебаний проще най-


Рис. 21-105. Диаграмма для определения существования автоколебаний (см. пример).

ти аналитически из равенства (21-161), а амплитуду - из равенства (21-160). Запишем:

й7.1.ч(/ю) =

ТгТ2 Ua)s+(Ti+T2)(M*+/со К \- ш2 (Г,+Г2) - /со (l-TiTaC)] = К (7\ + T2)f + (1 - Гсо2)2 со -Следовательно,

- /(со2 (Тг + Т2)

и (со) = v (со) -

со4 (Г, + Г2)2 + со2 (1 - соТг)2 со(1 - соГг)

соМГ, + Г2)2 + со2 (1 - соТО)2

Частоту определим, полагая что и(со) = =0. Тогда

<ат(1-Г17,2шт)=0--Отсюда получаем:

(От =

Амплитуду найдем из уравнения

и(т)Кп(А) = -1.

Так как /Ся=4В/яЛ, то для определения Ат запишем:

К (Т, + Т2) - = co, С, + 72)2 +

Отсюда

Ат =

я 7\ + Т2 Автоколебания в системе будут устойчи-

выми, поскольку при увеличении А изображающая точка выходит из петли, охватываемой характеристикой йл.чОш).

Статистическая линеаризация

Метод статистической линеаризации * [Л. 12] нашел широкое применение для анализа автоматических систем, содержащих существенно нелинейные элементы, при воздействии на них случайных сигна лов. Рассмотрим кратко основные идеи этого метода.

Предположим, система содержит нелинейный безынерционный элемент с симметричной характеристикой

= F{z).

(21-163)

Будем считать, что входной сигнал z(t) является суммой полезной составляющей a(t) и помехи, являющейся центрированной случайной стационарной функцией времени г°, т. е. z(t) = a(t) + z°, так что математическое ожидание входного сигнала mz=a(f), то z=mz+zf. В результате прохождения нелинейного элемента на его выходе получается сигнал

у*=Ь + у* = тг+у*,

где b - tns - полезная составляющая, равная математическому ожиданию, а у0 - флуктуационная составляющая с нулевым математическим ожиданием.

z-mz +z°

F(z)

ка -1

Рис 21-106. Замена нелинейного звена линейным эквивалентным звеном.

Идея статистической линеаризации состоит в замене нелинейного звена с характеристикой (21-163) некоторым линейным эквивалентным звеном с различными коэффициентами передачи для среднего значения (/Со) и флуктуационной составляющей (Ki). Выходной сигнал u(t) эквивалентного звена (рис. 21-106) можно записать в виде

u(t) = Komz + К,г°. (21-164) * Предложен И. Е. Казаковым.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.