Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 [ 187 ] 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

вырабатываются при Дг, А© и Ан, не равных нулю, команда на снижение ракеты формируется при Дг=0. Из выражений (27-1) - (27-4) видно, что наведение ракеты по траектории, показанной на рис. (27-6), будет возможно, если, помимо устройств, задающих программные параметры движения, в состав системы управления входят измерители боковых отклонений, высоты, угловых положений продольной осиракеты в плоскости Р0 и текущего наклонного


Рис. 27-7. К определению опорной траектории баллистической ракеты.

расстояния от точки старта до ракеты. По результатам измерений вычисляются Д2,

ДЯ, Дг и производятся необходимые воздействия на органы управления УО.

Опорная траектория баллистической ракеты также располагается в вертикальной плоскости (относительно Земли) и состоит из двух участков: активного, представляющего собой небольшой отрезок всей траектории, который ракета проходит с включенным двигателем, и пассивного, где полет осуществляется с выключенным двигателем. Всю или большую часть пассивного участка ракета движется по расчетной баллистической траектории (траектории свободно брошенного тела). Для ракет ближнего действия баллистическая траектория близка к параболе (рис. 27-7). При этом оси 0сх3.с ОсЦз.с и 0с2з.с на рис. 27-7 образуют земную систему координат, которая была показана на рис. 27-6, а оси Осхи, ОсУп и 0С2И - измерительную систему координат, ось абсцисс которой проходит через точки старта Ос и цели Ц. Ракеты большой дальности действия, в том числе и межконтинентальные, летят по траектории, близкой к эллиптической кривой. Такая траектория представляет собой часть эллипса, один из фокусов которого расположен в центре Земли.

Активный участок ОсА (рис. 27-7) траектории, в свою очередь, подразделяется на три части: стартовый участок Оса, участок управления ab и участок выключения двигателя ЬА.

На стартовом участке ракета движется вертикально вверх, вследствие чего сокращается время ее прохождения через плот-

ные слои атмосферы и уменьшается расход топлива на преодоление силы сопротивления воздуха. После того, как ракета достигает точки а, по командам системы управления продольная ось ракеты начинает поворачиваться в сторону цели и траектория искривляется. Когда величина и наклон вектора скорости ракеты достигают расчетных значений (в точке А), двигатель выключается и ракета переходит на пассивный участок АЦ.

Из изложенного следует, что в процессе наведения баллистической ракеты необходимо:

добиться совмещения центра масс ракеты с плоскостью ОсХиЬв на активном участке полета;

выключить двигатель при достижении вектором скорости ракеты заданных величины и направления.

В соответствии с этими требованиями и определяются параметры рассогласования, которые в последующем рассматриваются применительно к ракетам ближнего действия.

Дальность полета ге баллистической ракеты ближнего действия при предположении, что отсутствует сопротивление воздуха, а Земля является плоской, может быть вычислена по известной из курса физики формуле, определяющей дальность полета брошенного тела:

v sin 26н В

(27-5)

Здесь vn и вн - величина скорости и угол наклона ее вектора относительно горизонтальной плоскости в момент выключения двигателя ракеты.

Из выражения (27-5) следует, что изменение ге достигается варьированием величины vR и угла наклона 6Н скорости движения УО и что при заданном значении ге должны быть достигнуты заранее заданные значения v и GH. Ошибка Дго наведения ракеты по дальности, определяемая как выраженный в приращениях полный дифференциал равенства (27-5), составляет:

/Ди де \

Дгб = 2гб -JL + --J- , (27-6) \ г>ц tg 20н /

где Дг)н и Д0Н - ошибки в установке значений vR и вн. Но, как это следует из формулы (27-5), максимальная дальность действия ракеты ближнего действия получается при 0Н=45С. Заметим, что траекторию ракеты при 0Я=45° иногда называют оптимальной, поскольку, двигаясь по ней, ракета перекрывает заданную дальнорть при минимально возможном расходе топлива.

. При углах вн, равных или близких к 45°, роль второго слагаемого в выражении (27-6) пренебрежимо мала. Поэтому для управления дальностью полета баллистической ракеты можно использовать две функционально независимые системы. Одна из них должна вносить программное измене-



ние угла наклона G вектора v по отношению к горизонтальной плоскости, а другая регулирует текущее значение скорости v.

Программа изменения угла G, установка которого допустима со сравнительно большой ошибкой, составляется в соответствии с приблизительно известной закономерностью изменения величины скорости ракеты во времени. Вследствие этого к моменту выключения двигателя угол 0 достигает значения, близкого 6Н. Поскольку угол атаки, т. е. угол между проекциями продольной оси ракеты и ее вектора скорости на вертикальную плоскость, у баллистических ракет не превышает нескольких градусов, то угол наклона вектора скорости ракеты можно считать приблизительно равным углу наклона ее продольной оси к горизонту, т. е. углу тангажа. Тогда система измерения углового положения ракеты должна быть выполнена следующим образом. Спустя несколько секунд после старта, когда ракета выйдет на управляемый участок, . включается программный механизм, вырабатывающий программное изменение угла тангажа т>пр. С величиной т>Пр сравишается фактическое значение угла тангажа т>, измеряемого на ракете с помощью, например, гироскопического датчика. Тогда параметр рассогласования Дл в системе, предназначенной для управления углом #, будет равен:

Как только параметр Д$ станет отличаться от нуля, должен формироваться управляющий сигнал, под действием которого будут перемещаться рули ракеты так, чтобы Д 9 стремился к нулю.

Для системы, управляющей выключением двигателя ракеты, уравнение рассогласования имеет вид:

Дт, = vn - v. (27-8)

Величина v определяется системой измерения скорости, a vB задается перед стартом ракеты. При достижении равенства Д -О формируется команда на выключение двигателя.

, Боковая коррекция баллистической ракеты осуществляется в соответствии с уравнением рассогласования (27-1).

Рассматривая подобным же образом дальнодействующие баллистические ракеты, можно прийти к выводу, что параметры рассогласования для их систем управления качественно будут такими же. Однако законы изменения задаваемых воздействий будут отличаться, поскольку приходится учитывать кривизну Земли, ее вращение и т. д.

При проектировании координаторов желательно иметь данные о характере изменения параметров рассогласования (хотя бы для наиболее типовых случаев применения ракеты). Эти данные могут быть получены в результате анализа кинематических уравнений. Существенным для параметров рассогласования, используемых в системах, ко-

торые предназначены для наведения ракет по фиксированным траекториям, является то, что величины и знаки Д$ , Д2, Дн и Д зависят от параметров, связанных с траекторией УО, и от параметров, изменяющихся по программе. В частных случаях программные параметры - постоянные величины, в том числе равные нулю.

При анализе параметров рассогласования УО можно рассматривать как точку, движущуюся в пространстве. Кинематические уравнения для ракеты, перемещающейся по нормалям к опорной траектории в вертикальной и горизонтальной плоскостях, имеют следующий вид:

=v sin &v; (27-9)

dz dt

= vcos@v sin 6r,

(27-10)

где ©в - угол между направлением вектора скорости ракеты и его проекцией на горизонтальную плоскость (угол наклона траектории) ; ©г - угол между проекцией вектора скорости ракеты на горизонтальную плоскость и осью абсцисс измерительной системы координат.

1£сли угол наклона траектории мал, то

На основании кинематического уравнения (27-11) и уравнения рассогласования (27-3) получается изображенная на рис. 27-8, а

Н0 + л £н

с 6

Рис. 27-8. Структурные схемы образования параметров рассогласования при управлении крылатыми ракетами.

а - для вертикальной плоскости; б - для горнзон. тальной плоскости.

структурная схема, отображающая процесс формирования Дьг для системы управления крылатой ракетой на участке АВ ее полета (рис. 27-6). Заметим, что здесь и далее буквой D обозначается символ дифференцирования d/dt, о применении которого в выражениях для передаточных функций детально изложено в разд 21, 22.



Учитывая, что фактическая траектория близка к опорной, прн малых 0 будем иметь:

- vQr.

(27-12)

Структурная схема (рис. 27-8,6), соответствующая уравнениям (27-12) и (27-1), свидетельствует о том, что характер изменения величин Дн и Д2 будет найден, если при заданных законах изменения Нй и z0 станут изв естны зависимости v, 0 и 0Г от времени. Однако здесь возникает одно кажущееся затруднение, которое состоит в следующем. Определить закон изменения v, 0 и 0Г нельзя, не исследуя в целом систему управления как замкнутую систему регулирования. Отсюда как будто вытекает невозможность сформулировать требования к динамическому диапазону координатора до тех пор, пока система управления не спроектирована полностью. Выход из этого затруднения состоит в том, что обычно бывают известны некоторые предельные значения параметров, характеризующих действительную траекторию полета ракеты. В качестве таких параметров могут быть приняты максимальные значения располагаемых нормальных ускорений в вертикальной и горизонтальной плоскостях или максимальные коэффициенты поперечных перегрузок, определяемые отношениями максимальных нормальных ускорений к ускорению силы тяжести УО.

Так, имея в виду, что коэффициент поперечной перегрузки пу ракеты в вертикальной плоскости равняется [Л. 1]:

(27-13)

d@D dt

- нормальное ускорение ра-

кеты в вертикальной плоскости, на основании уравнения (27 11) получаем:

(27-14)

Подобным же образом найдем, что d2z

(27-15)

v d6r

коэффициент поперечной перегрузки в горизонтальной плоскости.

Подставляя в выражения (27-14) к (27-15) максимальные значения пу и nz, нетрудно получить предельные величины параметров рассогласования Дн и Дг.

Характер изменения угла t>, входящего в выражения (27-2) и (27-7), можно найти следующим образом. Известно, что Ф=

= в + а, где а - угол атаки. Но из выражения (27-13) следует, что

dt ~ v

Поэтому

d® gny da. dt ~ ~+ dt

Задаваясь максимальными значениями ny, v и da/dt, легко найдем предельные характеристики dft/dt, а следовательно, и Д§ . Подобным же образом можно получить предельные закономерности для параметра рассогласования Дн.

В заключение отметим, что наведение по фиксированным траекториям может осуществляться с помощью систем командного и автономного управления, а также систем управления по радиозоне.

Параметры рассогласования и кинематические уравнения

при наведегщи по нефиксированным опорным траекториям

Методы наведения УО по нефиксированным опорным траекториям подразделяются на двухточечные методы, харак- теризующиеся тем, что в образовании параметров рассогласования участвуют только две-точки - УО и цель, и на трехто-чечные методы, основанные на том, что параметры рассогласования зависят от движения трех точек - УО, цели и пункта управления.

Двухточечные методы наведения пригодны для систем самонаведения и командного управления второго и третьего видов, а трехточечные-для систем командного управления первого вида и систем управления по радиозоне.

Среди двухточечных методов известными являются флюгерный метод наведения, метод наведения по кривой погони, метод параллельного сближения, метод пропорционального наведения (пропорциональной навигации) и прямой метод наведения. Из второй группы методов наведения можно назвать метод совмещения (метод накрытия) и метод параллельного сближения.

Флюгерный метод наведения и метод наведения по кривой погони характерны тем, что в течение всего времени с линией визирования, соединяющей УО и цель, должны совмещаться вектор воздушной скорости v (при флюгерном наведении) или вектор истинной скорости (при наведении по кривой погони). Оба метода совпадают; когда УО движется в невозмущенной сре де (при отсутствии ветра).

Флюгерный метод и метод погони дают приемлемые результаты лишь при наведении УО~.на малоподвижные и неподвижные цели.

Основные геометрические соотношения, иллюстрирующие наведение УО в вертикальной плоскости по флюгерному методу, приведены на рис. 27-9. Вектор v управляемого объекта, обозначенного точкой 0о,




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 [ 187 ] 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.