Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 [ 162 ] 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

где a(rv)-ошибка определения разности расстояний, ct и а2 - углы, под которыми из точки М видны базы устройств.

На рис. 25-171 показаны контуры рабочих зон разностно-дальномерных радионавигационных систем, состоящих из четырех наземных станций при их различном размещении.

Примером систем рассматриваемого типа может служить система, работающая в диапазоне 90-110 кгц [Л. 11]. База системы порядка 1000 км, длительность импульса около 200 мксек, часто- та посылок импульсов лежит в пределах 20-66 гц. Среднеквадратичная ошибка измерения составляет 0,2-0,3 мксек. Дальность действия над сушей 2240 км (при работе поверхностной волной). При использовании пространственной волны дальность может быть увеличена до 3500- Рис 4500 км, однако ошибки измерения возрастают до 2-5 мксек. Частотные методы измерения временных интервалов в разностно-дальномер- ных системах применения не находят.

Угломерно-дальномерные системы

Угломерно-дальномерные системы обеспечивают получение на борту летательного аппарата (корабля) информации о расстоянии до наземного радиомаяка системы, координаты которого известны, и о пеленге на маяк. Определение местоположения объекта производится, таким образом, относительно наземного маяка

Система обеспечивает полеты по орбитам (при заданной дальности относительно маяка), по заданному маршруту, определение текущего местоположения и решение ряда других задач ближней навигации.

В состав системы входит наземная и бортовая аппаратура, позволяющая как получать и обрабатывать необходимую информацию на борту, так и определять на земле координаты самолетов (кораблей), находящихся в зоне действия наземного маяка и имеющих оборудование этой системы.

Упрощенная функциональная схема типовой угломерно-дальномерной системы приведена на рис. 25-172. Система работает в диапазоне УКВ. Определение дальности производится как на борту, так и на земле на основе измерения времени запаздывания ответных сигналов относительно запросных, которые при включенной аппаратуре излучаются наземным и бортовым передатчиками с частотой повторения, лежащей в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен герц. Запросные импульсы, излучаемые бортовым передатчиком на частоте ft с кодом № 1, принимаются приемником наземного маяка и после дешифрирования на-

правляются на запуск передатчика, излу чающего ответные импульсы с тем же кодом, но на частоте /г-

Ответные импульсы, принимаемые бортовым приемником, дешифрируются и нап-


25-171. Рабочие зоны разностно-дальномерных систем

равляются в канал измерения дальности, в котором начало отсчета определяется импульсом, поступающим от бортового пере датчика в момент излучения запросного импульса. Канал дальности включает систему автосопровождения по дальности, позволяющую с помощью указателя (например, типа механического счетчика) получить значения текущей дальности до маяка.

Для движения по орбите в счетно-решающий прибор вводится заданное значение дальности (радиус орбиты), которое сравнивается с текущим значением. Напряжение, пропорциональное разности этих двух значений дальности, поступает на стрелочный прибор (типа нуль-индикатор). Нахождение стрелки на нулевом делении указывает экипажу на правильность движения по заданной орбите

Запросные импульсы наземного передатчика излучаются на частоте f2 (как и ответные), но с кодом № 2, что позволяет в бортовом устройстве отличать их от ответных импульсов и после дешифрирования направлять на запуск бортового передатчика, а не в канал измерения дальности.

Бортовой передатчик излучает ответные сигналы для наземной станции на частоте fi (как и запросные), но с кодом № 2, которые после дешифрирования в наземном приемном устройстве поступают в выходное устройство, например, типа ИКО. Запуск развертки дальности индикатора производится импульсом, совпадающим по времени с излучением запросного сигнала. Запросные сигналы посылаются наземным передатчиком через интервалы, определяемые временем поворота антенны азимутальных сигналов на заданный угол (порядка 1-3°), что осуществляется показанной на функциональной схеме связью между наземными передатчиками. г



Бортевое оборудование

Приемник

Канал измерения азимута


Счётно-решающий прибор

Дешифратор

Канал измерения дальности

Указатель азимута

Нуль индикатор \


Указатель дальности

С5 1 I

а >

Передатчик запросных и ответных сигналов

X XL

Передатчики опорного и азимутального сигналов

Передатчик запросных а omdemhbix си г нал од

Дешифратор

Индикатор

Приемник

Наземное оборудование

Рис. 25-172. Функциональная схема углсмерно-далькомерной системы.

С одним наземным маяком-ретранслятором при измерении дальности могут работать одновременно 50-100 бортовых устройств, что определяется пропускной способностью наземного запросчика-ответчика.

Для определения пеленга самолета (корабля) наземным устройством системы применяется направленная антенна, угол поворота которой относительно опорного направления отмечается, например, на ИКО. Пеленг отсчитывается в этом случае по азимутальной шкале индикатора в соответствии с положением отметки ответных сигналов бортового передатчика.

Для определения направления на маяк бортовым устройством системы наземное оборудование имеет в своем составе передатчики опорного и азимутального сигналов и две антенны: всенаправленную неподвижную и направленную вращающуюся (которая одновременно применяется для

определения пеленга в наземном устройстве) .

Опорный сигнал (рис. 25-173) излучается на частоте fs с помощью ненаправленной антенны в момент прохождения направленной антенной северного направления. Опорный сигнал, принимаемый бортовыми устройствами всех объектов, находящихся в зоне действия системы, направляется в канал измерения азимута и определяет начало его отсчета. Когда направленная антенна при дальнейшем вращении будет облучать определенный объект (самолет или корабль), его бортовое устройство примет азимутальный сигнал (также на частоте /3).

Зная скорость вращения направленной антенны fiA (значение которой может передаваться в бортовое устройство путем посылки дополнительных сигналов) и измерив интервал времени между приходом опорного и азимутального сигналов, можно опре-



делить угол ср или после пересчета на борту курсовой угол маяка -КУР (рис. 25-173). Текущее значение азимута может указываться с помощью стрелочного прибора.

Для осуществления полетов с заданными значениями пеленга счетно-решающий прибор производит сравнение заданного и

Шиеит посылки С опорного сигнала С


Рис, 25-173. Схема определения пеленга в угломерно-дальномерной системе.


Рис. 25-174. Рабочие зоны угломерно-дальномерной системы.

текущего значений пеленга и выдает на нуль-иидикатор напряжение, пропорциональное их разности.

Ошибка определения местоположения для угломерно-дальномерных систем имеет следующее выражение:

rQ = -]f о2 (г) + [ то (ф)]2 , (25-167)

где га - радиус среднеквадратичного круга рассеяния; о(г) -среднеквадратичная ошибка измерения дальности; о(ф)-среднеквадратичная ошибка измерения азимута (в радианах); г - дальность до маяка.

Дальность действия системы зависит от

. высоты полета.

Среднеквадратичные ошибки определе-

,ния направления и дальности для типовой системы составляют соответственно о(ф) ~ 0,5°; о (г) 200 м.

Рабочие зоны системы, построенные для указанных значений ошибок в соответствии с выражением (25-167), приведены на рис. 25-174.

Радионавигационные системы с использованием искусственных спутников Земли *

Радионавигационная система с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ) состоит из спутников, наземных средств и бортового оборудования и служит для определения местонахождения кораблей или самолетов в любой точке земного шара независимо от метеоусловий, времени суток и года.

Общая схема системы приведена на рис. 25-175. Передающее устройство спутника периодически излучает сигналы, содержащие информацию о параметрах его орбиты. Наземная станция слежения / принимает сигналы передатчика ИСЗ, на основе которых координационно-вычислительный центр 2 вычисляет истинные параметры орбиты спутника. Эти параметры с помощью станции передачи данных орбиты 3 через определенные интервалы времени передаются на спутник (в блок памяти). Сигналы спутника принимаются также бортовым устройством 4, установленным на корабле или самолете, и используются для определения их местоположения относительно ИСЗ.

Параметры стационарной орбиты ИСЗ могут быть определены путем измерения одной навигационной величины в течение некоторого интервала времени из одного наземного пункта с последующей специальной обработкой результатов измерений. Можно, например, измерить допплеровский сдвиг частоты (Едоп) сигналов передатчика ИСЗ, принимаемых в точке наблюдения М (рис. 25-176). При известном значении Fдои можно вычислить наименьшее расстояние го от наблюдателя до спутника и скорость спутника Доо в момент его прохождения на расстоянии -0. При известных значениях гл и ад могут быть определены все параметры орбиты [Л. 12].

Если приближенно принять движение спутника в точке максимального сближения А равномерным и прямолинейным (рис. 25-176), то текущее значение расстояния до спутника (в точке Б) будет:

Г=УГ гц+г)2 , (25-168)

а допплеровское смещение частоты принимаемых сигналов

1 dr 1 w4

(25-169)

Изменение частоты принимаемых сигналов во времени показано на рис. 25-177. В момент to. соответствующий расстоянию Го, величина Едоп-0 и fnpm=fnPfl. Крутизна

8 Параграф напнсаи по. зарубежным источникам.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 [ 162 ] 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.