Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 [ 160 ] 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

заны на рис. 25-162. Минимальная ошибка ro=0,95 c((f)d соответствует точке, расположенной на перпендикуляре к базе на расстоянии й/гуТГот ее середины.

Дальномерные радионавигационные системы

Дальномерные системы служат для измерения расстояний между летательным аппаратом (или кораблем) и наземными пунктами с известными координатами.


Рис. 25-163. Схема определения местоположения в дальномерной системе.

Измерение расстояния может осуществляться различными методами (см. § 25-2); наибольшее применение находит импульсный метод, когда бортовая станция посылает запросные сигналы и измеряет время запаздывания ответных сигналов, вырабатываемых наземными станциями.

При измерении расстояния до наземного пункта определяется одна линия положения (окружность измеренного радиуса с центром в этом пункте), что может использоваться, например, для полета летательного аппарата по заданной круговой орбите относительно этого пункта (например, при создании зон ожидания самолетов в районе посадки). Измерение расстояния до второго наземного пункта позволяет определить вторую линию положения и найти на карте местоположение самолета или корабля как точку пересечения двух линий положения.

Дальномерные системы могут также использоваться для вывода самолета (корабля) в расчетную точку (с известными координатами). Местоположение искомой точки

одной из линий положения (дуге окружности радиуса г0А) относительно центра, в котором расположена наземная станция - ответчик, называемая в этом случае станцией сноса (станция А). Вторая наземная станция Б, расстояние до которой также непрерывно измеряется, используется для определения путевой скорости и момента выхода в расчетную точку и называется станцией скорости.

Функциональная схема бортовой аппаратуры импульсной дальномерной системы приведена на рис. 25-164. Синхронизатор вырабатывает опорные импульсы, идущие на запуск передатчика и в выходное устройство для определения начала отсчета времени запаздывания.

Запросный сигнал для наземных станций А и Б посылается передатчиком пооче редно на различных волнах и ?1Б . Ответные сигналы наземных станций приходят на одной волне Х0. Задержка запускающих импульсов для станции А (тзА) выбирается таким образом, чтобы при полете по заданной линии положения ответный сигнал станции А на выходе бортового приемника совпадал во времени с очередным опорным импульсом синхронизатора (рис. 25-165,о,б).

Задержка запускающих импульсов для станции Б (тзБ) рассчитывается таким образом, чтобы в заданной точке М, лежащей на пересечении линий положения стан-


передстиин

Нрмыутатар

Схема заверяем запросе ст. /1

Схема задержка Запроса cm о

Снховное устр*1ство

Синхронизатор

Рис. 25-164. Функциональная схема дальномерной системы.

рассчитывают заранее, и параметры линий положения, определяющих ее, должны быть известны.

Для выхода в расчетную точку М (рис. 25-163) летательный аппарат движется по

ций А и Б, ответный сигнал станции Б также совпадал с опорным импульсом синхронизатора (рис. 25-Г65, в). Полет происходит пс* орбите станции сноса, ч,то контролируется совпадением опорного и ответного им-



-Т.м

0./7 &/}


/Jg рас у

0.6 лБ

*-i.

tjj рас

trgpacv

Рис. 25-165. Временные диаграммы, поясняющие работу дальномерной системы.

а.А - импульсы запроса станции А: з.Б - импульсы запроса станции Б; о.А- ответные сигналы станции А; о.Б - ответные сигналы станции Б.

Опорный импульс Импульс ст. Б


Опорный импульс

Ммпульс cm.fi

Импульс ст. S


Умпульс ст. Б

а) б) в)

Рнс 25-166. Изображения на экране индикатора бортового устройства дальномерной системы.

пульсов станции сноса в выходном устройстве (например, на экране электроннолучевой трубки) Нахождению летательного аппарата в расчетной точке соответствует совпадение во времени всех трех импульсов: опорного, ответного станции А и ответного станции Б.

Для разделения ответных сигналов наземных станпий Л и £ выход приемника бортового устройства коммутируется. При коммутации меняется полярность выходных импульсов приемника. На рис. 25-166 показаны отметки на экране индикатора при полете с отклонением от заданных орбит

(рис. 25-166, с), при полете по орбите станции А (рис. 25-166,6) и при нахождении летательного аппарата в расчетной точке (рис. 25-166, в). В последнем случае масштаб круговой развертки индикатора переключается на более крупный для повышения точности определения момента совпадения импульсов при выходе в расчетную точку.

В состав выходного устройства может входить счетно-решающий прибор, вычисляющий величину и скорость отклонения летательного аппарата от орбиты станции сноса. Напряжения, пропорциональные этим величинам, поступают на стрелочные указа-



тели (типа нуль-индикаторов), с помощью которых производится точный выход на заданную орбиту и полет по ней. В последнем случае обе стрелки должны давать нулевые показания. Прн сопряжении счетно-решающего прибора с автопилотом управление полетом по заданной орбите и выход в расчетную точку могут быть автоматизированы.

Дальномерная система работает в диапазоне УКВ, и, следовательно, ее предель-


Рис. 25-167. Рабочие зоны дальномерной системы

ная дальность определяется высотой поле--та. Выбор диапазона УКВ обеспечивает высокую точность измерения дальности, так как практически исключаются ошибки, связанные с особенностями распространения радиоволн, и появляется возможность излучения более коротких импульсов, что также повышает точность измерений. Для существующих систем максимальная дальность действия равна 350-400 км. Наземные станции системы располагаются на расстоянии IOOt-300 км друг от друга и для уст ранения неоднозначности (вторая точка пересечения орбит) имеют направленные антенны (ширина луча 6А~70°).

Ошибка определения местоположения с помощью дальномерной системы

а (г) У 2

sin а

(25-163)

где о(г) - среднеквадратичная ошибка измерения дальности, а - внутренний угол пересечения двух лнннй положения

При заданном значении а (г) ошибка зависит лишь от угла а. Линии равной точности представляют собой окружности, проходящие через точки размещения наземных станций (рис. 25-167). Наилучшая точность соответствует расположению расчетной точки М на окружности, диаметром которой является база станций (расстояние между наземными станциями), что соответствует значению а=90%

На средних расстояниях и высотах ошибка определения местоположения составляет 70-90 м.

Разностно-дальиомериые (гиперболические) системы

Определение местоположения в разно-стно-дальиомерной системе основано на определении точки пересечения двух гипер болических линий положения, каждая из которых характеризуется своим постоянным значением разности расстояний от любой ее течки до фокусов гипербол.



Рис. 25-168. Линия положения, определяемая в раз-ностно-дальномерной системе.

В фокусах гипербол располагаются наземные станции, разность расстояний до которых из искомой точки М измеряется с помощью бортовой аппаратуры.

Для определения одной гиперболической линии положения необходимо иметь две наземные согласованно работающие передающие станции. Одна из таких станций (А) является ведущей, другая (Ь) - ведомой.

Ведущая станция в момент to излучает сигналы, поступающие через время tA=rA/c в бортовой приемник, находящийся в точке М, а через время td - запускающие станцию Б (рис. 25-168).

Сигналы станции Б приходят в точку М через время т<г-г-т.зБ -ИБ , где тзБ -постоянная задержка в цепях станции Б, а Б =гБ /с. Таким образом, разность времени прихода в точку М сигналов станций Ли £ будет равна:

Дг = гБ-гл+(т + тзБ) =

(25-164)

Так как сумма (т<£+тзБ ) постоянна и не зависит от положения точки М, то величина At будет определяться разностью расстояний гр=гБ- гА .

Величина таБ выбирается таким образом, чтобы величина Ы в пределах рабочей зоны системы не меняла своего знака и не была весьма малой, когда отсчет времени




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 [ 160 ] 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.