Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 [ 153 ] 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

РЛС управления движением в районе аэродромов и морских портов является весьма полезным и необходимым средством диспетчеризации, в особенности в крупных аэро- и морских портах.

Такие станции устанавливают на вышках командно-диспетчерских пунктов; они работают в импульсном режиме, имеют круговой обзор узким в горизонтальной плоскости лучом, прижатым к поверхности, и измеряют две координаты - дальность и азимут. Главное требование к таким станциям - высокая разрешающая способность, позволяющая наблюдать самолеты и суда при их движении и на стоянках. Оно может быть удовлетворено потому, что требования к дальности таких РЛС невелики. Это позволяет использовать короткие волны (около 1 см) при сравнительно больших размерах антенны) и высокую частоту посылок импульсов весьма малой длительности (несколько сотых долей микросекунды).

Весьма похожи на описанные РЛС по своим данным судовые радиолокаторы, используемые для сопровождения судов в узких местах и для предупреждения столкновений.

Для управления движением самолетов на дальних подступах к/аэродрому используют диспетчерский радиолокатор, не отличающийся от описанной ранее РЛС обнаружения. Как правило, он работает совместно с ответчиками, установленными на самолетах (см. далее), и измеряет только дальность и азимут; высота обнаруженного самолета содержится в коде ответного сигнала благодаря связи передатчика ответчика с высотомером через модулирующее устройство.

РЛС метеорологической службы наибольшее применение находят в гражданской авиации. Самолетные РЛС этого типа позволяют экипажу заблаговременно обнаруживать грозовые фронты и очаги с повышенной турбулентностью атмосферы, ха: рактеризующиеся, как правило, большим градиентом интенсивности дождя, града или снега. Такие очаги на экране индикатора РЛС, работающей на короткой волне (около 3 см), дают характерные засветки, что позволяет летчику выбрать обходный курс. Эти РЛС имеют секторный обзор в передней полусфере самолета и иногда могут использоваться также для предотвращения столкновения с другими самолетами или наземными препятствиями.

Аппаратура активного ответа служит для опознавания принадлежности своих объектов й для облегчения управления движением самолетов в районе аэродрома.

Комплект аппаратуры состоит из за-просчиков и ответчиков.

Запросчиком может служить сама РЛС или специальная маломощная станция. Как правило, запросные сигналы кодируются для повышения помехоустойчивости системы и для выделения, группы ответчиков, которым предназначается запрос. . .

Ответчик представляет маломощный приемопередатчик, который автоматически отвечает кодированным сигналом на сигна--лы запросчиков. Код ответа указывает на государственную принадлежность, или на какие-либо индивидуальные признаки в системах опознавания, или несет сведения о высоте полета в системах управления движением. Ответчики опознавания устанавливают на всех своих самолетах, верто-. летах, кораблях и других объектах радиолокационного наблюдения. Запросчики ус-taнaвливaют рядом с РЛС, обнаруживающей цели. Таким образом, радиолинии опознавания весьма многочисленны и разветвлены: земля - самолет, земля - корабль, земля - спутник, самолет - самолет, самолет.- корабль, корабль - самолет и т. д. Запросчики должны иметь по возможности такие же диаграммы направленности, как у РЛС, которые они обслуживают, а ответчики - антенны с круговой направленностью, что вытекает из самого принципа работы системы.

Наиболее важными показателями систем с активным ответом, используемых для государственного опознавания, являются уст.ойчивость против имитации запросных ив особенности ответных сигналов противником, большая общая помехозащищенность и пропускная способность. В значительной мере эти показатели .определяются выбором рационального метода кодирования.

Далее в качестве примеров-рассматриваются более подробно данные некоторых видов РЛС.

Наземная РЛС обнаружения и наведения с V-лучом [Л. 18]

Упрощенная функциональная схема РЛС (рис. 25-131). Особенность РЛС этого типа является наличие двух каналов - вертикального и наклонного. Синхронизатор вырабатывает импульсы запуска и масштабные метки дальности. Так как максимальная дальность действия РЛС составляет несколько сотен километров, то частота следования запускающих импульсов должна быть не выше 300-400 гц.

Требование стабильности масштабных меток заставляет выполнять синхронизатор в виде задающего генератора, стабилизированного кварцем, и делителей частоты, на выходе которых получаются масштабные метки разной цены, а на выходе последнего делителя - импульсы запуска. Импульсы запуска подаются для управления работой модулятора, общего для обоих каналов, и на запуск разверток дальности в индикаторах.

Модулятор преобразует импульсы запуска по длительности и обеспечивает нужную мощность для управления ГВЧ. Так как требования к разрешающей способности по дальности в данном случае невелики, то длительность импульсов выбирается относи-



Лмтенна Вертикального луча

vflpawmx-

Схема разбертки

угла поборота


\-з .

Схема

раздерши

Вольности


Рис. 25-J3I. Функциональная схема РЛС обнаружения и наведения с V-лучом.

тельно большой (несколько мксек), что обеспечивает большую энергию в зондирующем импульсе.

Импульсы модулятора одновременно подаются на ГВЧ обоих каналов. В качестве ГВЧ используют чаще всего магнетроны большой импульсной мощности (от одного до нескольких мегаватт), работающие в сантиметровом или дециметровом диапазоне.

Энергия от магнетронов через антенные переключатели (АП) подводится к облучателям вертикального и наклонного зеркал антенны. Вид такой антенны, формирующей диаграмму в виде V-луча, показан на рис. 30-1248

25-132. Зеркала укреплены на вращающейся кабине и имеют размеры около 10 м длиной и несколько метров высотой. Для уменьшения ветровой нагрузки их отражающая поверхность выполняется в виде мелкой сетки или перфорированных листов Антенна формирует лучи, имеющие ширину в азимутальной плоскости около Г, а в другой плоскости их ширина определяется предельной высотой и минимальной дальностью обиар\<жеиия целей и составляет 25-4-0°, причем форма должна следовать закону cosec2 фу.м. Период обзора в таких РЛС лежит обычно в пределах 5-20 сек; в среднем на точечную цель за время об-



Рис. 25-132. Антенна, формирующая диаграмму направленности в виде V-луча.

лучения попадает 10-15 импульсов. Отраженные сигналы, принятые антеннами, через АП подводятся к отдельным приемпи-никам вертикального и наклонного каналов. Приемники супергетеродинного типа; для повышения чувствительности могут использоваться УВЧ на лампах бегущей волны. В приемниках предусматривают схемы борьбы с умышленными помехами - быстродействующие автоматические регулировки усиления, цепи с малой постоянной времени, устройства селекции движущихся целей.

С выхода приемников сигналы подводятся к индикаторам. В качестве индикаторов применяются ИКО, индикатор дальность - азимут в прямоугольных координатах и индикатор высоты. Сигналы вертикального канала подводятся ко всем индикаторам без какой-либо промежуточной коммутации, а сигналы наклонного канала - только к индикатору высоты, а к другим индикаторам - по желанию оператора.

Радиальное вращение развертки на ИКО, развертка азимута на индикаторе дальность - азимут и развертка угла поворота на индикаторе высоты создаются за счет сельсинной связи с датчиками углового положения антенны. Назначение и принцип работы первых двух индикаторов были описаны ранее.

Индикатор высоты по устройству может быть выполнен подобно индикатору дальность - азимут с той лишь разницей, что начало азимутальной развертки путем

регулировки оператором совмещается с моментом облучения цели вертикальным лучом (рис. 25-133). Отметка цели 2 по наклонному каналу появляется на той же

Пинии ровных


Рис. 25-133. Вид экрана индикатора высоты.

дальности, что и отметка / вертикального канала, но при угле поворота антенны а, определяемом соотношением (25-14).

Для отсчета высоты на защитном стекле экрана индикатора гравируется номограмма в соответствии с формулой (25-114). Положение отметки наклонного канала при расположении отметки вертикального на




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 [ 153 ] 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.