Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Двигателе угле место

Прие и*

£бигап*рль сканиробоиия

Фазодьш детектор угла места

Фазодьш детектор азимута

Дбигалю/гь азимута

Рис 25-56. Схема системы автосопровождения по угловым коорди* натам при использовании конического сканирования.


Усилитель-* раничитель

Фазовый детектор угле места

U *Ug*Ug*U

Усилитель ограничитель

Усилитель ограшчитель

Фазовый, детектор азимута


ДВигатель азимута

Рис. 25-57. Схема фазовой суммарно-разностной системы автосопровождения по угловым координатам.

фазе на 90°. Опорное напряжение канала угла места достигает максимума в те моменты, когда диаграмма направленности находится в верхнем и нижнем положениях; его начальная фаза принимается равной нулю

Иу.м = £/0п COS Qat,

а опорное напряжение канала азимута максимально при крайнем правом и крайнем левом положениях диаграммы направленности, т. е.

Иаэ = f on Sin Oaf-

Для того чтобы система начала работать, необходимо повернуть антенну таким образом, чтобы цель оказалась в пределах конуса сканирования.

Амплитудная суммарно-разностная моноимпульсная система автосопровождения (см. рнс. 25-41). Прн автосопровожденни по угловым координатам выходные напря-. ження приемников, угла места и азимута подводятся не к измерителям, а используются для управления двигателями, поворачивающими антенну по углу места н азимуту. В момент совмещения равносигнального направления антенны с направлением



на цель выходные напряжения становятся равными нулю и перемещение антенны прекращается.

Фазовая суммарно-разностная моноим-пульсиая система автосопровождения (рис. 25-57). Устройство имеет четыре приемные антенны; в отличие от амплитудной системы центры антенны разнесены (аХ), а диаграммы направленности антенн в пространстве совпадают. От антенн сигналы подводятся к кольцевым мостам, где осуществляется суммирование и-вычитание высокочастотных колебаний. В отлнчне от амплитудной в фазовой системе вводится сдвиг по фазе опорного суммарного напряжения на 90°. От фазовых детекторов напряжения £/у.м и t/аз, пропорциональные угловому рассогласованию равнофазного направления антенны и направления на цель, поступают к двигателям, осуществляющим поворот антенного устройства. При нахождении цели на равнофазном направлении напряжения 1УУ.М н £/аз становятся равными нулю н движение антенны прекращается.

Потенциальная составляющая разрешающей способности при автоматическом сопровождении равна приблизительно удвоенной ширине луча радиотехнического устройства, при использовании амплитудных и амплитудно-фазовых методов, и ширине луча при использовании фазового метода.

Потенциальная составляющая ошибки измерения угловых координат при автосо-провожденин определяется не только наличием шумов приемника, но и флуктуациями амплитуды (для> систем со сканированием) и фронта волны отраженного сигнала, а также инерционностью следящей системы.

25-4. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ

Измерение радиальной скорости движения цели относительно РЛС основано на использовании эффекта Допплера. Если


Рис. 25-58. К определению радиальной составляющей скорости цели.

объект наблюдения (точка Ц на рис. 25-58J) движется в пространстве со скоростью V, а из неподвижной точки О излучаются колебания на частоте /изл, то частота колебаний, облучающих объект наблюдения, вследствие эффекта Допплера будет отлична от / изл н равна:

/обл - /изл [ l-f-

(25-81)

где Vp - Vcosa - радиальная составляющая скорости объекта наблюдения.

Частота колебаний, отраженных объектом, будет равна частоте облучения: /0тР = =/обл, но расположенный в точке О приемник из-за эффекта Допплера зафиксирует иную частоту приходящих отраженных колебаний:

fnp - /1

(25:82)

Так как обычно Vp-Cc, то

fnp - /и

(25-83)

Из (25-83) можно видеть, что различие частот излучаемых и принимаемых колебаний (после нх отражения от объекта наблюдения) пропорционально радиальной составляющей скорости цели. Допплеровское изменение частоты колебаний равно:

2V cos a

(25-84)

а радиальная составляющая скорости

(25-85)

Ошибка измерения скорости, так же как н ошибка измерения любого другого параметра, определяется по формуле (25-5). Ошибки измерения возникают вследствие кривизны траектории распространения радиоволн: радиолуч не совпадает с прямой ОЦ (см. рис. 25-58), радиоволна подходит к цели с несколько иного направления, а измеренное значение допплеровской частоты соответствует проекции скорости цели на истинное направление прихода волны. Абсолютное значение ошибок невелико. Так, например, для цели, двигающейся со скоростью 6 км/сек, ошибка определения частоты сигнала не превышает 100 гц при самых неблагоприятных условиях как в тропосфере, так и в ионосфере. Для длины волны 30 см (наиболее короткие волны, для которых имеет смысл учитывать искривление траекторий) ошибка в допплеровской частоте 100 гц соответствует ошибке по скорости 15 м/сек.

Потенциальная составляющая ошибки измерения скорости определяется шириной спектра сигнала (Д/с) и соотношением сигнал/шум



Для импульсных сигналов гауссовой фор мы длительностью ти, не содержащих виут риимпульсиой модуляции,

c(V) =-=

v пот , I--

2пУ 2R

2Vn tkV2R

В формулах (25-86) и (25-87) величина R является результирующим отношением сигнал/шум за время накопления энергии сигнала.


Рис. 25-59. К принципу действия самолетного измерителя путевой скорости.

Общая разрешающая способность по частоте определяется формулой (25-10). Потенциальная составляющая разрешающей способности равна.

(6V)n

0,75 ЯД/С (25-87)

В радионавигации измерение доппле-ровских частотных сдвигов сигналов используется для определения абсолютной скорости движения летательного аппарата или . корабля.

Допплеровские измерители путевой скорости и угла сноса (ДИСС). Рассмотрим самолет, летящий над земной поверхностью (рис. 25-59). Центр тяжести самолета является началом системы координат 0, х, у, г; воздушная скорость самолета V направлена вдоль оси Ох. При действии ветра реальная (путевая) скорость самолета W не равна воздушной ни по направлению, ни по модулю. Если на самолете установить три измерителя допплеровских частот, узкие лучи которых (1,2,3) направлены к земле, то, произведя независимые измерения допплеровских частот в трех точках земной поверхности, можно определить со-

ставляющие путевой скорости самолета по осям Ох, Оу, Ог:

-; (25-86) Wz =

Wv =

(Коп +

4 cos у

cos б

(Konl-

Коп I

4 cos у

sin 6

(\Kon\-

F I

доп 1

4 sin у

(25-88)

При горизонтальном полете самолета можно определить модуль путевой скорости W и угол сноса а (угол в горизонтальной плоскости между векторами V и W):

х tg а =

I доп I I Fдоп

W* Коп I + Коп *х Konl + Konl

cos а 4 cos y cos б cos a

ctg6; (25-89) Я. (25-90)

Некоторые конструктивные преимущества делают целесообразным применение в таких допплеровских измерителях путевой скорости и угла сноса четырех лучей, но принципиальная сторона дела от этого не изменяется.

При использовании ДИСС следует принимать во внимание две дополнительные потенциальные составляющие погрешности измерения допплеровской частоты. Первая из них возникает вследствие того, что луч антенны облучает на земле некоторую площадку, различные точки которой характеризуются неодинаковыми допплеровскими сдвигами. Сигнал содержит не одну доппле-ровскую частоту, а спектр частот. Среднее значение допплеровской частоты будет в этих условиях измеряться с ошибкой

G(F)

(25-91)

где Д/доп - ширина полосы энергетического спектра допплеровских частот; Д/-ф - полоса пропускания фильтра нижних частот измерителя

Вторая составляющая определяется движением самой отражающей поверхности (например, воды). Величина ошибки составляет доли процента (0,2-0,5%) от номинального значения допплеровской частоты.

В радиолокации, как правило, измерения абсолютных значений допплеровских частотных сдвигов сигналов не производят, но факт наличия допплеровского смещения используется для улучшения разрешающей способности РЛС по азимуту (см. § 25-3), селекции целей по скорости движения и, в частности, для разделения движущихся и неподвижных целей.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.